Мелкая и крупная моторика во многом влияет на развитие детей младшего возраста. Хотя оба эти навыка связаны с движением, у них есть различия. Мелкая моторика касается небольших групп мышц рук: пальцев и запястий. Крупная - тех, что побольше, то есть руки и ноги, что позволяет малышам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.
Оба вида двигательных навыков обеспечивают дальнейшую самостоятельность ребенка. Мелкая моторика особенно важна, потому что позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи, например:
чистить зубы;
есть, используя столовые приборы;
рисовать или писать;
одеваться.
Дети развивают мелкую и крупную моторику в своем темпе. Кто-то пораньше, кто-то попозже - и это не повод для беспокойства. Обычно многие навыки приобретаются уже в возрасте 1-2 месяцев.
Развитие мелкой моторики по возрастам
Ниже приведена краткая хронология развития мелкой моторики у детей по возрастам:
От 0 до 3 месяцев
тянут руки ко рту;
кисти становятся более расслабленными;
От 3 до 6 месяцев
держат руки вместе;
перемещают игрушки с одной стороны на другую;
держат и трясут игрушки, используя обе руки;
От 6 до 9 месяцев
начинают хватать предметы полностью кистью, притягивая их к себе;
сдавливают, сжимают вещи и игрушки;
пальцы рук касаются друг друга;
могут схватить игрушку обеими руками;
используют указательный палец, чтобы прикоснуться к вещам;
хлопают ладонями;
От 9 до 12 месяцев
едят, помогая себе руками;
захватывают мелкие предметы большим и указательным пальцами;
ударяют предметы друг о друга;
держат игрушку одной рукой;
От 12 месяцев до 2 лет
рисуют на бумаге;
едят с помощью вилки и ложки;
перелистывают по одной странице книги за раз;
держат мелки или фломастеры кончиками пальцев и большим пальцем;
От 2 до 3 лет
поворачивает дверную ручку;
моют руки;
правильно используют ложку и вилку;
застегивают и расстегивают молнии на одежде;
могут открутить крышку с горлышка бутылки и закрутить ее;
нанизывают крупные бусинки на нить;
От 3 до 4 лет
застегивают и расстегивают пуговицы и кнопки на одежде;
используют ножницы для вырезания фигур из бумаги;
обводят фигуры по точкам/ трафаретам.
Упражнения для мелкой моторики рук
Мелкая моторика развивается естественным образом по мере того, как ребенок получает возможность контролировать и координировать свое тело. Данный навык тесно связан с языком и речевыми способностями детей.
Не волнуйтесь, если у вашего ребенка подобные процессы происходят не так быстро. Помните, что он ещё растет, и через несколько недель или месяцев уже наберется сил для приобретения новых навыков.
Включая игры-упражнения в повседневную жизнь ребенка, вы помогаете ему познавать мир. Вот некоторые виды деятельности, которые вы можете выполнять вместе со своим ребенком:
Позволяйте детям помогать вам в приготовлении пищи, например, в перемешивании, смешивании или заливке ингредиентов.
Собирайте пазлы всей семьей.
Играйте в настольные игры, в которых используются кости.
Рисуйте краской без кисточек, используя пальцы рук.
Предлагайте детям накрыть стол.
Научите детей самостоятельно наливать себе напитки.
Работайте с пластилином или глиной: лепите фигурки руками и используя формочки.
Покажите ребенку, как пользоваться дыроколом.
Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка достать их пинцетом.
Хотя мелкая моторика развивается с разной скоростью, задержки могут быть признаком нарушения координации. Такие проблемы затрагивают 5-6% детей школьного возраста. Вот как это проявляется:
предметы выпадывают из рук;
дети не могут самостоятельно завязать ботинки;
им трудно держать ложку или зубную щетку;
не получается писать, раскрашивать или использовать ножницы.
Некоторые задержки в развитии мелкой моторики не обнаруживаются до тех пор, пока ребенок не станет старше.