Дислексия относится к одному из типов нарушений способности к обучению. Как правило, детям с этим расстройством трудно разделить слова на простые звуки. Они стараются понять, как звуки соотносятся с буквами, что приводит к медленному чтению и плохому пониманию текста.
Наличие такого расстройства не определяет, насколько успешной личностью вырастет ребенок, ведь это не связано с его интеллектуальным развитием. Например, исследования в США и Великобритании показали, что симптомы дислексии наблюдаются у значительной части предпринимателей.
Источник: https://medvisor.ru/articles/zdorove-detey/disleksiya-u-detey/
Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста
Дислексия у детей проявляется по-разному. Самые ранние ее признаки можно заметить в возрасте от 1-2 лет, когда дети начинают издавать первые звуки. Риск развития расстройства речи возрастает, если ребенок не произносит свои первые слова до 15 месяцев или первые фразы до 2 лет.
Дети до 5 лет
Designed by Freepik
Не у всех детей с задержкой речи развивается дислексия, как и не у всех взрослых с этим заболеванием в детстве были подобные симптомы. Если ребенок долго не начинает говорить - это повод для родителей обратить внимание на развитие его речи.
Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.
Другие признаки нарушения в речевом развитии детей до 5 лет:
проблемы с обучением алфавиту и запоминанием его букв ;
трудности с заучиванием наизусть детских стихов;
неспособность распознать буквы своего имени;
неправильное произношение знакомых слов;
неспособность распознать рифмованные структуры.
Детский садик и дошкольники
У дошкольников могут быть выявлены следующие признаки ограниченной способности к чтению:
не понимают, что слова распадаются на звуки;
совершают ошибки при чтении, которые не связаны со звуками букв на странице;
жалуются на то, как тяжело читать;
пропадает желание ходить в школу и учиться;
имеются проблемы с речью и произношением;
им трудно произносить простые слова, такие как "кот" или "дом";
не ассоциируют буквы со звуками.
Программы ранней помощи или раннего вмешательства обычно сосредоточены на фонологическом (звуковом) распознавании, пополнении словарного запаса и стратегиях чтения.
Начальная школа
Designed by Freepik
Многие учителя не умеют распознавать дислексию в начальной школе. Прилежные ученики, активно участвующие в учебной деятельности и внешкольных мероприятиях, часто остаются незамеченными. Обычно они хорошо скрывают свои проблемы с чтением. К тому времени, как ребенок достигнет средней школы, ему будет труднее справляться с программой и он начнет отставать в чтении, письме и правописании.
У ребенка в начальной школе дислексия, если он:
очень медленно учится читать;
читает с ошибками;
испытывает трудности с новыми словами, произнося их вслух;
не любит или избегает чтения вслух;
неправильно произносит длинные, неизвестные или сложные слова;
испытывает затруднения с запоминанием детальной информации (имена, даты).
Диагностика дислексии у младших школьников
Чаще всего дислексия выявляется в детстве, когда проблемы с чтением впервые становятся очевидными. Однако она может оставаться недиагностированной годами или даже десятилетиями.
Это нейробиологическое расстройство, которое влияет только на те части мозга, что вовлечены в языковую обработку.
Проблемами дислексии занимаются два специалиста - это невролог и логопед. Несмотря на физиологические причины возникновения нарушения, поставить диагноз с помощью простого анализа крови или сканирования мозга не получится. Обычно логопед проводит небольшой диктант и просит прочитать вслух отрывок текста. Для подтверждения диагноза проводится беседа с родителями о наличии симптомов расстройства речи.
Программа коррекции дислексии у младших школьников
Чем раньше будет выявлена дислексия, тем легче ее вылечить. Будьте внимательны к замечаниям воспитателя или учителя: если уровень чтения ребенка ниже того, что ожидается, следует проконсультироваться с логопедом.
Не забывайте, что для постановки правильного диагноза требуется время, поскольку необходимо исключить другие возможные причины проблем с чтением.
Говорите с ребенком прямо и открыто. Ему будет полезно узнать, что есть медицинское обоснование его проблем, и они не имеют ничего общего с умственным развитием. Поддерживайте постоянный диалог с ребенком.
Designed by Freepik
Читайте вслух. Чтение одной и той же книги снова и снова помогает детям ассоциировать буквы со звуками.
Отмечайте успехи. Показывайте детям, что их старания приводят к результатам. Вместе с тем, поощряйте хобби и увлечения, которые далеки от речевой деятельности, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в разных сферах деятельности.
Играйте дома. Существует целый ряд игр-упражнений для коррекции дислексии, которые можно взять у логопеда или психолога, чтобы практиковать их в кругу семьи.