Обычно 2-летний ребенок знает около 50 слов и говорит их в простых, коротких предложениях. К 3 годам словарный запас постепенно увеличивается до 1000 слов. Однако если ребенка наблюдается отсутствие таких показателей, у него может возникнуть задержка речевого развития. Это не всегда означает, что с ребенком что-то не так, ведь каждый развивается в своем темпе.
Речевые и языковые навыки начинаются с бормотания малыша. По прошествии месяцев бессмысленный, казалось бы, набор звуков переходит в первое понятное слово.
Источник: https://medvisor.ru/articles/zdorove-detey/zaderzhka-razvitiya-rechi-u-detey/
Задержка речевого развития: диагностика
Поскольку малыши развиваются индивидуально, бывает сложно провести различие между речевым и языковым расстройством.
Например, неврологические нарушения (аутизм, мышечная атрофия) или потеря слуха.
Обычно к 3 годам ребенок может:
употреблять около 1000 слов;
называть свое имя и имена членов семьи;
использовать существительные, прилагательные и глаголы в трех- и четырехсловных предложениях;
употреблять множественное число существительных;
использовать в речи вопросную форму;
рассказать небольшую историю;
повторить детский стишок, спеть песню.
Люди, которые проводят больше всего времени с малышом, лучше остальных понимают его речь. Если ребенок не издает никакие звуки в 2 месяца, это может быть самым ранним признаком задержки речи. К 18 месяцам большинство младенцев уже говорят такие простые слова, как "мама" или "папа".
Вот некоторые признаки задержки речи у малышей постарше:
2 года: не использует минимум 25 слов.
2 с половиной года: не употребляет уникальные фразы из двух слов или комбинации существительных и глаголов.
3 года: не употребляет минимум 200 слов, не спрашивает о предметах, называя их, его трудно понять даже родителям.
Любой возраст: не может произнести ранее выученные слова.
На приеме педиатр осмотрит ротовую полость, нёбо и язык ребёнка, а также проверит слух. Даже если ребенок, кажется, чутко реагирует на звуки, возможна частичная потеря слуха, из-за которой слова воспринимаются иначе.
Задержка речи у ребенка: что делать?
Исследования показывают, что задержка речи в возрасте от 2,5 до 5 лет может привести к трудностям с чтением в начальной школе, проблемам с поведением и социализацией. Поэтому в первую очередь необходимо обратиться к логопеду.
Логопед работает непосредственно с ребенком, а также дает инструкции родителям.
Вот некоторые рекомендации специалистов, чтобы помочь малышу начать разговаривать:
Говорите напрямую с ребенком, даже если вы просто рассказываете, что делаете сейчас.
Используйте жесты и показывайте на объекты, о которых говорите. Это можно сделать с частями тела, людьми, игрушками, растениями, животными или вещами, которые находятся в зоне видимости.
Читайте ребенку вслух, показывайте картинки и говорите о них.
Пойте простые песни, которые легко повторить.
Будьте терпеливы, когда ребенок пытается заговорить с вами.
Когда кто-то задает малышу вопрос, дайте ему самому сформулировать ответ, не вмешивайтесь и не говорите за него.
Даже если вы предвидите потребности и вопросы ребенка, дайте ему шанс сказать это самостоятельно.
Повторяйте слова правильно, а не прямо критикуйте ошибки.
Круг общения играет большую роль: пусть малыш общается с детьми с хорошими языковыми навыками.
- Задавайте вопросы и делайте паузу, оставляя достаточно времени для ответа.
Вполне возможно, что все в порядке, и ваш ребенок постепенно сам научится хорошо и правильно говорить в свое время. А пока продолжайте говорить, читать и петь, чтобы мотивировать малыша разговаривать.